14 февраля 2019 на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации депутатами в первом чтении был единогласно принят проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования».
Законопроект носит превентивный характер, он должен стимулировать специалистов и руководителей, которые утверждают акты лесопатологического обследования, проводить эти обследования более качественно и относиться к работе ответственнее, считает заместитель Министра природных ресурсов и экологии – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.
Проект закона был подготовлен Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий».
Выступая перед депутатами, Иван Валентик напомнил, что в результате вступления в силу с 1 октября 2016 года Федерального закона № 455-ФЗ, которым законодательно закреплены механизмы федерального и общественного контроля назначения санитарно-оздоровительных мероприятий, в 2017 году на 23% (относительно показателей 2016 года) снизились объемы сплошных санитарных рубок. В 2018 году процедура контроля осуществлена по 60642 актам на общей площади 1179746 га. При этом в отношении 11% актов (6555 шт.) направлены предписания об их отмене или внесении изменений. Площадь, на которых планировалось проведение необоснованных мероприятий, составила 65698 га.
Вместе с тем установленный механизм отмены акта, содержащего недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, не предполагает наступления для правонарушителя неблагоприятных правовых последствий, соразмерных совершенному правонарушению. При этом среднерасчетный ущерб от одной незаконной рубки составляет порядка 840 млн руб.
В этой связи предлагается увеличить размеры административных штрафов, налагаемых на должностных лиц, не менее чем в 1,5-2 раза (в сравнении с размерами, установленными общей нормой).
При этом лица, рассматривающие дела об указанных правонарушениях, будут правомочны назначать повышенный административный штраф с учетом особого правового режима лесов, особо защитных участков лесов.
Иван Валентик прокомментировал законопроект следующим образом: «Сегодняшний законопроект решает вопрос с установлением ответственности недобросовестных лесопатологов, которые назначают фиктивные санитарно-оздоровительные мероприятия с последующей рубкой леса. Поэтому мы очень рассчитываем, что установление высокой ответственности будет серьезно способствовать тому, что количество санитарно-оздоровительных мероприятий резко сократится. Тема носит межведомственный характер. Противодействие незаконной заготовке и обороту древесины - это не только тема Рослесхоза, но и МВД, ФТС, всей системы правоохранительных органов Российской Федерации. Поэтому сегодня все вопросы, связанные с противодействием незаконной заготовки древесины, решаются в рамках рабочей группы, которую возглавляет Заместитель Председателя Правительства Алексей Гордеев. Предусматривается серьезное совершенствование законодательства, ужесточение ответственности за незаконные рубки, усиление ЛесЕГАИС и федерального лесного надзора, увеличение численности лесной охраны и ряд других мероприятий. То есть сейчас идет серьезная, слаженная системная работа, которая в скором времени будет давать очень серьезный эффект».
|